Очевидно, любой пользователь косметики является экспертом на обыденном, бытовом уровне, в том смысле, что косметический продукт ему может нравиться или не нравиться, подходить или не подходить, и, следовательно, хорош он или плох. И он прав в своих суждениях в конкретном случае. Заметим, что не существует косметики, которая подходит всем. Но если крем или другое средство нравится более чем 50%-ам пользователей – это хорошая косметика. Если косметический продукт подходит 80%-ам пользователей – это большая удача.
Иное дело – профессиональная оценка продукта. Она требует общих знаний в области биологии, химии, медицины, подробных данных о свойствах и токсикологии отдельных компонентов, а также проведения специального тестирования в соответствии с существующими стандартами.
Интернет – это неисчерпаемый кладезь информации. На равных правах тут сосуществуют как народные поверья, так и научные данные – статьи, обзоры в журналах, монографии. Меньшинство пользователей читают научные работы – это требует значительных усилий и определенных знаний. При этом мнение отдельного человека, вброшенное в широкую сеть, отражается во многих источниках и может вызвать большую информационную волну. Так рождается миф, так появились мифы о “вредных для здоровья” косметических компонентах – глицерине, ланолине, пропиленгликоле, парабенах, феноксиэтаноле, масле зародышей пшеницы и т.д.
Опровергнуть утвердившееся мнение бывает достаточно сложно. В нашей области наиболее достоверный источник информации о свойствах косметических ингредиентов – это обзоры CIR. В Европе создана специальная комиссия, состоящая из профессионалов, авторитетных экспертов (Expert Panel), в задачи которой входит оценка безопасности использования косметических ингредиентов. Эта комиссия рассматривает новые данные о свойствах и токсикологии отдельных веществ, а также оценивает результаты воздействия этих веществ на состояние здоровья и кожных покровов людей. После обсуждения комиссия выносит обоснованные решения, которые публикуются в форме ежегодных обзоров CIR – Cosmetic Ingredient Review в научных токсикологических журналах. На основании этих решений нормы использования ингредиентов либо подтверждаются, либо вносятся изменения в Регламент ЕС по косметике и приобретают статус закона.
Безусловно, каждый пользователь косметики выбирает для себя чему верить, но, очевидно, разумно доверять проверенным и экспериментально доказанным сведениям, которые публикует экспертная комиссия (Expert Panel). Следует также учитывать элемент недобросовестной конкурентной борьбы как среди производителей сырья, так и косметических компаний.
Теперь о консервантах в косметике
В настоящее время утихает дискуссия о парабенах, их реабилитировали. Но сколько понадобилось лет, какое количество статей было написано в их оправдание, сколько было проведено дополнительных исследований.
В последнее время появилась косметика с маркировкой “без консервантов”, и такая надпись греет душу покупателя. Поясним, что скрывается за этим обещанием, ведь любая косметическая масса является питательной средой для микроорганизмов. Дело в том, что у таких продуктов в списке ингредиентов, при внимательном рассмотрении, обнаруживаются вещества выраженного антимикробного действия, но пока не внесенные в список консервантов косметического Регламента.
Перечень консервантов в косметике и допустимые концентрации их использования в нашей стране и Европейском Союзе полностью совпадают. Прежде, чем разрешить использование любого консерванта, авторитетная комиссия рассматривает обширную научную и токсикологическую информацию, оценивает его воздействие на большой выборке испытуемых для проверки его безопасности.
Таким образом, на сегодняшний день безопасность консервантов, приведенных в Регламенте, при использовании в указанных концентрациях следует считать обоснованной.
Выбор системы консервантов для косметики – непростая задача, так как этот набор должен удовлетворять целому ряду требований, а именно:
• надежно защищать косметический продукт от микробного обсеменения, препятствовать размножению бактерий, грибов и дрожжей;
• не разрушать косметическую форму, поддерживать стабильность продукта, сохранять его физико-химические характеристики;
• обладать хорошей дерматологической совместимостью, не оказывать раздражающего действия на кожные покровы.
Бытует мнение, что натуральные консерванты наиболее безопасны, но это не совсем справедливо. Многие растения синтезируют яды, жгучие вещества, горечи и репелленты, с помощью которых они защищаются от болезней и вредителей, и эти вещества далеко не безопасны для человека.
В последние годы в производстве косметики начали применяться так называемые “зеленые” консерванты на основе этилгексилглицерина, каприлилгликоля и пр. Такие консерванты хорошо переносятся кожей. К сожалению, они подходят для достаточно простых рецептур, как показывает Challenge test (Challenge test проводится для оценки надежности антимикробной защиты косметического средства). Богатые рецептуры, как правило, включают в себя протеины, их гидролизаты, пептиды, сахара и полисахариды, лецитин и натуральные масла, т.е. компоненты, полезные для кожи, но одновременно являющиеся хорошей питательной средой для микроорганизмов. В этом случае для поддержания микробиологической чистоты косметического средства требуются более эффективные консерванты.
Лаборатория косметики “Аркадия” использует оптимальный набор консервантов, обеспечивающий сохранность и безопасность достаточно сложных продуктов в течение сроков годности. Парабены, феноксиэтанол, диазолидинилмочевина и йодпропинилбутилкарбомат используются нами в концентрациях, ниже допускаемых Регламентом. Их комбинация, обладающая синергизмом, позволяет защитить от широкого спектра микроорганизмов, включая бактерии, дрожжи и плесени, при этом хорошо переносится кожей.
Парабены представляют собой эфиры пара-гидроксибензойной кислоты. Они проявляют активность против грибов и грамм-положительных бактерий, стабильны в кислой и нейтральной среде. Используются в косметике, фармацевтике, а в ряде стран и в пищевой промышленности в качестве консервантов.
Дополнительная оценка безопасности парабенов, используемых в косметике, была предпринята, в частности, в связи с появлениями данных об эстрогенной активности бутилпарабена, выявленной в ходе экспериментов на животных. Результаты оценок экспертной комиссии (Expert Panel) были опубликованы в 2020 году (International Journal of Toxicology, Vol. 39 (Supplement 1) p. 5-97). Эксперты пришли к выводу, что парабены безопасны при использовании в косметике, если их суммарное содержание в конкретной рецептуре не превышает 0,8%. Кожные пробы продуктов с содержанием 0,1-0,8% одного парабена или смеси двух не выявили ни раздражающего, ни сенсибилизирующего потенциала этих веществ.
Кроме того, после обсуждения новых данных, полученных in vivo и in vitro, было отмечено, что парабены, как при топическом, так и оральном поступлении в организм быстро метаболизируются до пара-гидроксибензойной кислоты и выводятся из организма как в форме конъюгатов метаболитов, так и в неизмененном виде. Это означает, что парабены не будут накапливаться в организме, как предполагалось ранее некоторыми исследователями. Также экспертная комиссия сочла недостаточно обоснованным запрет на использование в косметике таких консервантов, как изопропилпарабен, изобутилпарабен и пентилпарабен.
Лаборатория косметики “Аркадия” использует два парабена – метиловый и пропиловый. Для метилпарабена максимально допустимая концентрация составляет 0,4%, для пропилпарабена – 0,18% (0,14% в пересчете на кислоту).
Феноксиэтанол. Является достаточно слабым консервантом, наиболее эффективен против грамм-отрицательных бактерий, работает в широком диапазоне рН – от 4 до 9. Слаборастворим в воде, проявляет синергизм с парабенами, инактивируется этоксилированными ПАВ. Входит в состав парфюмерных отдушек, являясь летучим компонентом. Благодаря этому свойству способен защитить воздушную фазу, существующую в упаковке готового продукта над поверхностью косметической массы. Разрешен к использованию в качестве консерванта в косметике до концентрации 1% (CIR. International Journal of Toxicology, Vol. 30 (Supplement 2) p.73-127).
Диазолидинилмочевина. Проявляет наибольшую активность против бактерий, малоактивна против грибов. Эффективна в большом интервале рН – от 3 до 9. Хорошо растворима в воде, совместима с большинством косметических ингредиентов. Хорошо сочетается с другими консервантами. Разрешена к использованию до 0,5% без дополнительных ограничений.
Диазолидинилмочевина является формальдегидвыделяющим веществом, и это вызывает вопросы относительно безопасности ее использования. Этот вопрос специально рассматривался экспертной комиссией (Expert Panel). При обсуждении было установлено, что реакция выделения формальдегида из диазолидинилмочевины в водной среде протекает до достижения равновесия, после чего концентрация формальдегида остается постоянной. При этом, в условиях устойчивого равновесия, максимально допустимой концентрации диазолидинилмочевины 0,5% соответствует концентрация свободного формальдегида всего 0,4 ppm, что составляет 0,00004%. То есть даже при максимально допустимой концентрации диазолидилмочевины уровень образующегося свободного формальдегида чрезвычайно низок, что не может привести к опасным последствиям (International Journal of Toxicology, Vol. 27 (Supplement 1), p. 77-142).
Отметим, что до 15.04.2022 года формальдегид был разрешен к использованию в качестве консерванта в концентрации до 0,2% в косметике для топического применения. После этой даты на использование формальдегида введен запрет. В случае использования консервантов, выделяющих формальдегид, в готовом продукте порог содержания формальдегида снижен до 0,001%. При превышении этого порога продукты должны маркироваться специальным предупреждением “содержит формальдегид”. При использовании диазолидилмочевины в концентрации 0,5% содержание выделяющегося формальдегида ниже допустимого порога.
Йодпропинилбутилкарбамат. Обладает выраженной активностью против грибов и дрожжей. Работает в широком интервале рН – от 3 до 8,5. Проявляет выраженный синергизм с диазолидилмочевиной. Разрешен к использованию в несмываемых продуктах до концентрации 0,01%, за исключением средств для тела и косметики для детей в возрасте до 3-х лет. Также существует запрет на его использование в средствах для губ и средствах оральной гигиены.
В ходе долговременных испытаний по оценке хронической токсичности, проводившихся на животных в течение 104 недель, не было выявлено влияния на эндокринную систему даже при введении очень больших доз йодпропинилбутилкарбамата – до 80 мг/кг орально. Этот факт свидетельствует об отсутствии заметного высвобождения йода при попадании йодпропинилбутилкарбамата в организм животного или человека (International Journal of Toxicology, Vol. 36 (Supplement 2), p.37-38). Кроме того, экспертная комиссия (Expert Panel) отметила, что имеющиеся данные о раздражении и сенсибилизации позволяет предположить, что йодпропинилбутилкарбамат безопасен для использования в косметических продуктах вплоть до концентрации 0,05%. Этот вывод сделан на основании результатов многочисленных дерматологических исследований (International Journal of Toxicology, Vol. 36 (Supplement 2), p. 37-38).
Опасения, связанные с дополнительным поступление йода из косметики, содержащий йодпропинилбутилкарбамат, могут быть оправданы для стран Средиземноморья и стран Атлантического побережья, где йод поступает в достаточном количестве с пищей из морепродуктов. У населения на территории России существует большой дефицит йода, поэтому дополнительный йод был бы полезен.
Оценим количество йода, связанного в форме йодпропинилбутилкарбамата, которое попадает на кожу на примере использования косметики “Аркадия”. В наших продуктах максимальная концентрация йодпропинилбутилкарбамата составляет 0,002%, т.е. в 100 г содержится 2 мг или 2000 μг (микрограмм). Средняя площадь поверхности лица составляет 640 см2; Норма нанесения – 2мг (0,002г) крема на 1 см2;
0,002 г * 640 = 1,28 г – количество наносимого крема 1,28 г *0,002/100 = 0,0000256 г = 0,0256 мг = 25,6 μг – количество йодпропинилбутилкарбамата в креме при однократном нанесении.
Йодпропинилбутилкарбамат содержит 45% йода, отсюда: 25,6 μг * 0,45 = 11,58 μг – количество микрограммов йода в креме при однократном нанесении.
И это максимальное количество йода, которое могло бы попасть в организм, если бы йод полностью выделился из йодпропинилбутилкарбамата и преодолел эпидермальный барьер. В действительности его поступает несопоставимо меньше.
По данным ВОЗ минимальная суточная доза потребления йода на человека составляет 0,15 – 0,25 мг (150-250 μг). Жители России потребляют йод в 3 раза меньше этой нормы 0,04-0,08 мг (40-80 μг) – по данным НМИЦ эндокринологии. Для профилактики дефицита йода рекомендуется постоянно использовать йодированную соль в количестве 5 грамм в день. 1 грамм такой соли содержит около 40 μг (микрограмм) йода, а 5 грамм соответственно – 250 μг. Это количество на порядки больше, чем теоретически могло бы выделиться при использовании нашей косметики.
Мажьтесь на здоровье и будет Вам счастье!
Е.В. Коробкова, О.С. Стрельникова, разработчики Лаборатории косметики «Аркадия»